пятница, 1 ноября 2013 г.

აკადემიკოსი სახაროვი როგორც ჩინგიზ ყაენის და ლენინის მემკვიდრე

 

 

 

  советского физика, политического деятеля, диссидента, одного из создателя советской водородной бомбы, лауреата Нобелевской премии мира академика Андрея Сахарова.


 ყველა ინტეგრატორი ეყრდნობა რაღაც ტრადიციას.

Хотя, как правило, любая интеграция опирается на ранее когда-то существовавшую общность, свою основу. У государств – членов СНГ основа достаточно близкая — Советский Союз. Но на самом деле до него были Российская империя, Золотая Орда, Великий скифский союз. На этом пространстве всегда что-то «единое» было. Та же история в Европе. Там тоже была Римская империя, империя Карла Великого, которая рухнула несколько сотен лет назад и была поделена на три части. Первая шестерка стран ЕЭС, по сути дела, — точь-в-точь империя Карла Великого. Поэтому имперские переклички интеграционных объединений никого не должны пугать.

 

  Так, еще в период перестройки академик А.Сахаров выступил с предложе­нием преобразовать СССР в Соединенные Штаты Евразии по примеру Соединенных Штатов Америки, положив в основу преоб­разований подготовленный им проект «Кон­ституции Союза Советских Республик Евро­пы и Азии» (1989). 

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР
ПИСЬМО Л. Б. КАМЕНЕВУ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)136
26/IX.
т. Каменев! Вы, наверное, получили уже от Сталина резолюцию его комиссии о вхождении независимых республик в РСФСР.
Если не получили, возьмите у секретаря и прочтите, пожалуйста, немедленно. Я беседовал об этом вчера с Сокольниковым, сегодня со Сталиным. Завтра буду видеть Мдивани (грузинский коммунист, подозреваемый в «независимстве»).
По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько; Зиновьеву тоже.
Одну уступку Сталин уже согласился сделать. В § 1 сказать вместо «вступления» в РСФСР —
«Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».
Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».
§ 2 требует тогда тоже изменения. Нечто вроде создания наряду с заседаниями ВЦИКа РСФСР —
«Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии».

212 В. И. ЛЕНИН

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 213
Это мой предварительный проект. На основании бесед с Мдивани и др. товарищами буду добавлять и изменять. Очень прошу и Вас сделать то же и ответить мне.
Ваш Ленин P. S. Разослать копии всем членам Политбюро.
Написано 26 сентября 1922 г.
Впервые напечатано в 1959 г. в Ленинском сборнике XXXVI Печатается по рукописи

Об образовании СССР

Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 45

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР
ПИСЬМО Л. Б. КАМЕНЕВУ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)136
26/IX.
т. Каменев! Вы, наверное, получили уже от Сталина резолюцию его комиссии о вхождении независимых республик в РСФСР.
Если не получили, возьмите у секретаря и прочтите, пожалуйста, немедленно. Я беседовал об этом вчера с Сокольниковым, сегодня со Сталиным. Завтра буду видеть Мдивани (грузинский коммунист, подозреваемый в «независимстве»).
По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько; Зиновьеву тоже.
Одну уступку Сталин уже согласился сделать. В § 1 сказать вместо «вступления» в РСФСР —
«Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».
Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».
§ 2 требует тогда тоже изменения. Нечто вроде создания наряду с заседаниями ВЦИКа РСФСР —
«Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии».

212 В. И. ЛЕНИН
Если раз в неделю будет заседать первый и раз второй (или даже 1 раз в 2 недели второй), уладить это не трудно.
Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.
Вторая часть § 2 могла бы остаться: недовольные обжалуют (решения СТО и СНК) в общефедеральный ВЦИК, не приостанавливая этим исполнения (как и в РСФСР).
§ 3 мог бы остаться с изменением редакции: «сливаются в общефедеральные наркоматы с пребыванием в Москве с тем, чтобы у соответствующих наркоматов РСФСР имелись во всех республиках, вошедших в Союз Республик Европы и Азии, свои уполномоченные с небольшим аппаратом».
Часть 2-ая § 3-го остается; может быть, можно бы сказать для большего равноправия: «по соглашению ВЦИКов республик, входящих в Союз Советских Республик Европы и Азии».
Часть 3-ью обдумать: не заменить ли «целесообразным» «обязательным»? Или не вставить ли условной обязательности хотя бы в виде запроса и допущения решать без запроса лишь в случаях «особо экстренной важности»?
§ 4, может быть, тоже «слить по соглашению ВЦИКов»?
§ 5, может быть, добавить: «с учреждением имеющих чисто совещательный характер (или только совещательный характер) совместных (или общих) конференций и съездов»?
Соответственные изменения в примечаниях 1-ом и 2-ом.
Сталин согласился отложить внесение резолюции в Политбюро Цека до моего приезда. Я приезжаю в понедельник, 2/Х. Желаю иметь свидание с Вами и с Рыковым часа на 2 утром, скажем, в 12—2, и, если понадобится, вечером, скажем, 5—7 или 6—8.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 213
Это мой предварительный проект. На основании бесед с Мдивани и др. товарищами буду добавлять и изменять. Очень прошу и Вас сделать то же и ответить мне.
Ваш Ленин P. S. Разослать копии всем членам Политбюро.
Написано 26 сентября 1922 г.
Впервые напечатано в 1959 г. в Ленинском сборнике XXXVI Печатается по рукописи

 

 

 http://hvylya.org/analytics/geopolitics/evrazijskij-sojuz-strategija-neoevrazijskoj-integratsii.html

вразийский союз: стратегия неоевразий­ской интеграции

Наталия Васильева, профессор, Мария Лагутина, старший преподаватель
В связи с планами руководства Белоруссии, Казахста­на и России по созданию Евразийского союза актуализи­руется проблема теоретического осмысления интеграци­онных перспектив региона постсоветского/евразийского пространства, а также концептуальных разработок меха­низмов интеграции в рамках модели Евразийского союза. В этой связи важно отметить, что в данной статье авторы будут использовать дихотомию понятий «постсоветское/неоевразийское пространство», тем самым подчеркивая эволюционную преемствен­ность пространственно-временных форм евразийского будущего (определяемого че­рез категорию «неоевразийское простран­ство») от советского прошлого (определяе­мого через категорию «постсоветское про­странство»).
Именно поэтому постсоветское/неоевра­зийское пространство можно рассматривать как уникальную исследовательскую площад­ку, поскольку, с одной стороны, это яркий пример взаимосвязи интеграционных и дезинтеграционных процессов, а с другой сто­роны — это феномен, не нашедший еще в со­временной политологической науке долж­ной теоретической проработки. Несмотря на большой исследовательский интерес (в рам­ках теоретических изысканий по геогра­фии, истории, политологии, теории между­народных отношений) к анализу интегра­ционных процессов на постсоветском про­странстве, отсутствуют его фундаменталь­ные теоретические проработки в современ­ном постмодернистском звучании. В основ­ном анализируется понятие «постсоветское пространство», причем сугубо в историко-практической плоскости, где акценты делают­ся на анализе советского прошлого и его наследия [2]. Чаще всего в политологической ли­тературе рассматриваемое пространство име­нуется постсоветским, постколониальным, постимперским… [3]; кроме того, можно встре­тить его определения как евроазиатское, евразийское, континентальное; а также — мультицивилизационное, межконфессиональное, полиэтническое. Глобализационный фактор способствовал появлению таких характери­стик исследуемого пространства, как моноцентричного, полицентричного, сетевого [4]; интеграционно-дезинтеграционного [5]; транс­наднационального, глобально-регионального и т.д. Поэтому важно дать обобщенное по­нятийное определение этой структурной ча­сти мировой политико-экономической и соци­альной карты, которая динамично преобразу­ется после всемирно-исторических событий ХХ века.
Постмодернистские реалии накладыва­ют существенный отпечаток на формирова­ние новых основ «постсоветского простран­ства» XXI века, которое более не укладыва­ется в исторические рамки советского про­шлого и приобретает под воздействием гло­бальных транснациональных процессов но­вые пространственно-временные очерта­ния — неоевразийского пространства. В этих условиях постсоветское пространство полу­чает форму Глобального региона, а интегра­ция выступает уже не внутренним механиз­мом взаимодействия бывших советских ре­спублик, а инструментом конструирования качественно нового пространства, в кото­ром, с одной стороны, соединяются и разъ­единяются постсоветские государства, а с другой стороны появляются новые участни­ки глобальной неоевразийской регионали­зации. В связи с этим необходимо теорети­чески обосновать постмодернистские инте­грационные составляющие того нового, что может предопределить устойчивое развитие постсоветского/неоевразийского простран­ства как одного из центров мировой полити­ки и экономики XXI века.
Мир вступил в новую фазу своего раз­вития — фазу, когда основными субъекта­ми мировой экономики становятся Гло­бальные регионы. Как справедливо замечает Н.Косолапов, в современных услови­ях «суть глобализационной реструктуриза­ции международных отношений и мирово­го развития заключается в фактическом соз­дании новой архитектуры пространств, ко­торые будут определять жизнь и развитие мира в предстоящие десятилетия: глобаль­ной как по территориальному охвату, так и по организации в рамках этой архитекту­ры всех ранее возникших и оформившихся основных пространств» [6]. Это делает зада­чу интеграции на постсоветском простран­стве особенно актуальной, где видится толь­ко два пути развития нынешней ситуации на постсоветском/неоевразийском простран­стве: или здесь будет сформирован полно­ценный Глобальный регион, или простран­ство будет «растащено» по другим Глобаль­ным регионам. Поэтому крайне важно тео­ретически осмыслить диалектические вза­имосвязи центростремительных и центро­бежных тенденций и на основе этого ана­лиза сформулировать стратегические зада­чи управления в рамках интеграционных образований на постсоветском простран­стве. Именно в этом контексте особую важ­ность приобретает возможность воплоще­ния в жизнь теоретической модели Евразий­ского союза как интеграционной структуры, объединяющей постсоветское пространство и дающей возможность гибкого транснацио­нального взаимодействия. Фактически идея Евразийского союза остается единственной теоретически обоснованной (прежде всего в трудах российских и казахских исследовате­лей) концепцией, идеологически обосновы­вающей перспективы интеграции в рамках Глобального неоевразийского региона.
Когда мы рассуждаем о неоевразийском пространстве в рамках глобальной региона­лизации, то нельзя не упомянуть теоретиче­ские предпосылки данных концептуальных разработок. Так, еще в период перестройки академик А.Сахаров выступил с предложе­нием преобразовать СССР в Соединенные Штаты Евразии по примеру Соединенных Штатов Америки, положив в основу преоб­разований подготовленный им проект «Кон­ституции Союза Советских Республик Евро­пы и Азии» (1989). Однако наиболее развер­нутую концептуальную идею евразийской интеграционной модели уже постсоветского пространства предложил Президент Казах­стана Н.А.Назарбаев, что нашло отражение в проекте «Евразийского Союза» [7].
Современные трактовки форм объедине­ния под флагом евразийской идеи достаточ­но разнообразны и отражают практически весь спектр политических взглядов обще­ственных деятелей и ученых, как России, так и бывших советских республик. Если попы­таться свести все это многообразие концеп­туальных подходов в определенную систему, то можно выделить следующие стратегии не­оевразийской интеграции: планетарная стра­тегия, региональная стратегия и субрегио­нальная стратегия.
1. Планетарная стратегия неоевразий­ской интеграции наиболее четко прописа­на в работах А.Дугина, который рассматри­вает евразийство в условиях глобализации, как антипод однополярного глобализма (атлантизм). «Евразийство не просто отрицает однополярную глобализацию, оно выдвига­ет конкурентный и не менее обоснованный проект многополярной глобализации или альтерглобализации» [8]. По мнению сторонни­ков данной стратегии, теория неоевразийства признает объективность глобализации и, со­ответственно, конец эпохи «национальных государств»: не однополярный мир с единым мировым правительством, а многополярная глобализация, что предполагает условное де­ление планеты на четыре вертикальных по­яса — «меридиональные зоны» [9], простираю­щиеся с Севера на Юг (атлантическая мери­диональная зона, меридиональная зона Евроафрики, российско-среднеазиатская мериди­ональная зона, тихоокеанская меридиональ­ная зона) [10]. Таким образом, в этом контексте неоевразийства концептуально обосновыва­ется идея интеграции как единство в много­образии в противовес вестернизационной, атлантической (унификаторской) интеграци­онной системе.
2. Региональная стратегия неоевра­зийской интеграции основывается на ге­ополитических характеристиках евразий­ского континента, который представляет со­бой нерасторжимый конгломерат народов и культур, тесно переплетенных между собой. В данном контексте идея «евразийства» ото­ждествляется с идеей «континентализма». В этой связи важно вспомнить европей­ские политические проекты континенталь­ной интеграции (например, идеи Президен­та Франции Ш. де Голля), где границы объ­единения идут от Атлантики до Урала и да­лее до Владивостока. Иными словами, инте­грационным проектом охватываются сразу две части Евразии: Большое пространство Европы и Большое пространство России. При этом нельзя забывать, что эти два Боль­ших пространства неотделимы (как в гео­графическом, так и в этнокультурном пла­не) от Большого пространства Азии (тюрк­ский, монгольский мир), а также от кавказ­ских народов и турков, что в целом и пред­ставляет собой континентальный евразий­ский проект интеграционного соединения отдельных частей в единое целое, как един­ство множественностей [11]. Теоретическим осмыслением возможности интеграции ев­разийского «суперконтинента» занимается казахский исследователь Е.Винокуров, ко­торый считает, что наличие ряда центров силы — ЕС, Китая, Индии, России, как цен­тра притяжения постсоветского простран­ства, и Турции, как нарождающегося лиде­ра исламской Западной Азии, — делает ма­ловероятным возникновение одной континентальной интеграционной организации наднационального характера. «Более веро­ятна сетевая структура интеграции, «миска спагетти» различного рода многосторонних соглашений, направленных на решение от­дельных задач. Ключевую роль сыграют корпоративные и неформальные связи. Если использовать терминологию О.Тоффлера, то евразийская интеграция может быть уподо­блена «третьей волне» интеграционных вза­имодействий, где важнейшей чертой будет ее нелинейный, гибкий характер, что обусло­вит ее постоянно изменяющуюся структу­ру. Гибкость и изменчивость могут стать ее силой» [12].
3. Субрегиональная стратегия, как от­крытый регионализм, лежит в основе тео­ретических разработок концепции Евразий­ского союза как особой мировоззренческой модели, основанной на принципах демо­кратического уважения прав народов (учет культурных, языковых и этнических особен­ностей всех участников интеграции). Одним из главных идеологов данной стратегии ин­теграции является Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, который в своей книге «На пороге XXI века» писал: «…По мере раз­вития ситуации я все больше понимал, что Содружество Независимых Государств пре­вращается в орган «цивилизованного разво­да» государств-участников. Все попытки на­править процесс в иное, интегративное на­правление не дали результатов Между тем политическая динамика стала прини­мать характер разрушения не только ожив­ших и экономически бессмысленных форм, но и вполне рациональных, взаимополез­ных связейСНГ и его органы, кото­рые сложились к 1994 году, явно не справ­лялись с имеющимися проблемами, не по­зволяли в полном объеме реализовать ин­теграционный потенциал» [13]. В этой свя­зи Н.А.Назарбаев в январе 1994 года предложил концепцию нового интеграционного объединения (Евразийский союз), где впер­вые вводились такие понятия, как «разно-скоростное и многовекторное интегрирова­ние» экономик стран СНГ. Проект «Евразий­ский союз» предполагал укрепление не толь­ко экономических и финансовых структур объединения стран СНГ, но и развитие поли­тической интеграции [14]. Однако долгое вре­мя в теоретическом осмыслении интеграци­онных форм субрегионального сотрудниче­ства на постсоветском пространстве господ­ствовала негативная трактовка любых про­ектов поддержки центростремительных тен­денций на этом пространстве. Так, напри­мер, Ж.Тощенко отмечает, что причины это­го политологического нигилизма были обу­словлены тем, что идея Евразийского сою­за не была концептуально проработана и со­держала лишь отдельные положения, касаю­щиеся «особого сплава европейской и ази­атской цивилизации, близости и духовной общности многих народов бывшего СССР, специфики исторических судеб и т.п.» [15].
Возникновение концептуальной идеи Евразийского союза в 90-е годы ХХ века было обусловлено общей неудовлетворен­ностью развитием интеграционных процес­сов на постсоветском пространстве. Поэ­тому было необходимо найти идеологиче­скую платформу для стимулирования цен­тростремительных тенденций и поиска но­вых моделей взаимодействия. Примерно эти же факторы актуализируют эту идею и в на­чале второго дестятилетия XXI века. Сто­ронники идеи Евразийского союза (напри­мер, А.Шалтыков и др.) справедливо рас­сматривали в качестве практического во­площения данной концепции созданный в 2010 году Таможенный союз. В результате в июле 2011 года перед Таможенным сою­зом Белоруссии, Казахастана и России по­ставлена задача реорганизации постсоветского/евразийского пространства в неоевра­зийское объединение: «Строительство Та­моженного союза и Единого экономическо­го пространства в перспективе открывает путь к формированию Евразийского эконо­мического союза» [16].
Идеи неоевразийства можно рассматри­вать в качестве геополитической основы и теоретического обоснования Евразийского союза, как интеграционной структуры, объе­диняющей постсоветское пространство и со­седние регионы. По сути, как раз обосновы­вается идея о том, что Евразия — это Глобаль­ный регион, «представляющий собой орга­ничное целое, благодаря близкой ментальности, общей и многовековой истории, обще­му языку межнационального общения, мно­жеству хозяйственных связей и схожему тех­нологическому уровню развития стран пост­советского пространства» [17]. Но продвиже­ние в практическую плоскость идеи евра­зийской интеграции должно иметь и новые объективные предпосылки, которые опре­деляются современными экономическими, политическими, этнокультурными процесса­ми на постсоветском пространстве. «И если еще в середине 90-х годов многими руково­дителями стран Содружества Независимых Государств и общественным мнением идея Евразийского союза воспринималась, в луч­шем случае, как весьма отдалённая перспек­тива, то сейчас эта идея начинает приобре­тать видимые контуры в практике сотрудни­чества постсоветских государств» [18]. Заявив о желании создать в 2013 году Евразийский союз, Беларусь, Казахстан и Россия высту­пили с предложением разработки механизмов сотрудничества с Евросоюзом и другими странами [19]. Так, известно, что, с одной сто­роны, о своей заинтересованности в присо­единении к Таможенному союзу уже заяви­ли Киргизия и Таджикистан [20], с другой же — «идут консультации о зоне свободной тор­говли с Европейской ассоциацией свобод­ной торговли, а в перспективе планируем на­чать переговоры о формировании зоны сво­бодной торговли с объединенной Европой, с ЕС» [21]. Безусловно, данные шаги требуют определенных теоретических разработок. По мнению авторов данной статьи, в этой свя­зи представляется интересным рассмотреть концепции «европейского соседства» [22] и «от­крытого регионализма», как возможных ва­риантов теоретического осмысления транс­формационных процессов на постсоветском пространстве в контексте создания Евразий­ского союза.
Важными чертами будущего Евразийско­го союза представляются следующие интегративные характеристики, которые можно взять от указанных выше концепций:
- принцип «глобальности» — как одного из будущих центров мировой политики и эконо­мики;
- принцип «единство в многообразии» — как основа межцивилизационного диалога на евразийском континенте;
- принцип «разноскоростной и разноуров­невой интеграции» — как инструмент многоканального взаимодействия участников нео­евразийской интеграции («открытый регио­нализм»);
- активное взаимодействие с соседями Евразийского союза как механизм модернизации Большого неоевразийского простран­ства («евразийское соседство»).
Важно подчеркнуть, что необходимо от­казаться от полного копирования интеграци­онных моделей европейского (ЕС) и азиат­ского (АТЭС) типа, что в прошлом нередко приводило к провалу интеграционных про­ектов на постсоветском пространстве. В этой связи нужно с большой осторожностью ис­пользовать концептуальную модель «Рас­ширенная Европа — страны соседи», так как она фактически означает постепенную адап­тацию «новых соседей» к европейским нор­мам и стандартам (фактически вестернизацию). Такой подход с учетом особенностей евразийского пространства (полиэтничность и полицивилизационность) не приемлем для концепции Евразийского союза. Более того, принцип унификации (который будет коррелироваться с советским тоталитарным про­шлым), заложенный в концепции европей­ского соседства, может негативно сказаться на будущем Евразийского союза. В свою оче­редь, концепция «открытого регионализма» также не может быть полностью заимствова­на при конструировании Евразийского сою­за. В частности, это объясняется тем, что в рамках АТЭС интеграционные инициативы идут, главным образом, «снизу» (на уровне микроэкономических интеракций), тогда как создание Евразийского союза инициируется «сверху».
В результате теоретического осмысления вопроса о создании Евразийского союза ав­торы пришли к выводу о необходимости раз­работать теоретико-методологическую базу для исследования новых форм реструктури­зации постсоветского пространства. Именно поэтому авторы данной статьи предлагают отказаться от уводящих в прошлое внимание исследователей категорий «постсоветское», «постимперское» и даже «евразийское» пространство и обратиться к разработке неоло­гизмов, адекватно отражающих специфику современного и будущего интеграционного пространства. Идея Евразийского союза дает возможность выйти за рамки «постсоветскости» как континентальной региональности и структурировать «неоевразийство» как гло­бальную региональность. В этой связи край­не важно подчеркнуть, что для практической реализации этого проекта и становления со­юза как одного из будущих центров мировой политики и экономики XXI века необходимо учитывать межцивилизационный характер неоевразийского пространства (через реали­зацию принципа «разноскоростной и разно­уровневой интеграции» и «евразийского со­седства»), но при этом отказаться от слепо­го копирования интеграционных моделей ев­ропейского (ЕС) и азиатского (АТЭС) типа.



 http://ligarus.org/index.php/stat/politika/2965-evraz.html

Евразийский Союз - перспективный и выгодный проект интеграции евразийских народов

У нас в Молдове многие политики и прорумынские средства массовой информации идею объединения стран СНГ в Евразийский Союз часто называют реализацией имперских амбиций руководства России.
Хотя, как правило, любая интеграция опирается на ранее когда-то существовавшую общность, свою основу. У государств – членов СНГ основа достаточно близкая — Советский Союз. Но на самом деле до него были Российская империя, Золотая Орда, Великий скифский союз. На этом пространстве всегда что-то «единое» было. Та же история в Европе. Там тоже была Римская империя, империя Карла Великого, которая рухнула несколько сотен лет назад и была поделена на три части. Первая шестерка стран ЕЭС, по сути дела, — точь-в-точь империя Карла Великого. Поэтому имперские переклички интеграционных объединений никого не должны пугать.
И всё же, учитывая актуальность темы не только для политиков, но и для всего молдавского общества, следует разобраться в том, а что же такое Евразийский Союз о котором говорят всё чаще и громче. Какова история идеи евразийской интеграции, кто из стран СНГ и почему уже поддержал эту инициативу? А самое главное, попытаться хотя бы в общих чертах разобраться в том, а что может дать евразийская интеграция народам бывшего СССР?

1. История проекта Евразийского Союза
Впервые о необходимости создания Евразийского Союза писали ещё в 20-х — 30-х гг. XX-го века известные идеологи евразийства Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий и Г. В. Вернадский. Им это виделось как поэтапное превращение Советского Союза в Евразийский Союз, путем смены коммунистической идеологии на евразийскую.
В связи с распадом СССР в конце XX века среди общественности и ряда политиков некоторых бывших советских республик возникла идея восстановления тесной интеграции. В начале XXI века идея постсоветской евразийской интеграции и новое евразийство заново получили широкое распространение, и наиболее известными её сторонниками и идеологами являются: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, философы и политологи Александр Дугин, Александр Панарин, Сергей Гавров, киргизский писатель Чингиз Айтматов и многие другие.
Первым подобный детализированный проект Союза Советских Республик Европы и Азии — Европейско-Азиатского Союза был предложен ещё перед распадом СССР академиком А. Д. Сахаровым.
При распаде СССР другой проект создания конфедеративного Союза Суверенных Государств реализован не был, было создано только малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств.
Согласно следующему детализированному проекту марта 1994 года президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться другие государства — Армения, Узбекистан, а также, возможно, самопровозглашённые постсоветские государства — Абхазия, Южная Осетия, Приднестрове, Нагорно-Карабахская Республика.
На рубеже XX и XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство, однако потребность в более широком таком Союзе осталась.
Процесс создания отраслевых интеграционных структур СНГ шёл динамично, однако проект Евразийского Союза оставался лишь на бумаге, пока в декабре 2010 года в него не вдохнули новую жизнь на саммите ЕврАзЭС. Осенью 2011 года проект Евразийского Союза получил новый толчок от публикации премьер-министром России Владимиром Путиным статьи «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» (2011). Путин, а вслед за ним и многие другие руководители Российской Федерации утверждали, что создание Евразийского Союза позволит России стать ещё одним мировым полюсом влияния.
Три предполагаемых первых члена-основателя Евразийского Союза, имеющие в СНГ самую высокую степень интеграции — Россия, Казахстан, Беларусь — завершили к 2010 году создание Таможенного союза, к 1 января 2012 Единого экономического пространства.
Субъектами Евразийского Союза также предполагаются члены других структур СНГ — ЕврАзЭСа, ОДКБ — Киргизия (о присоединении которой также к Таможенному союзу объявлено 19 октября 2011 года), Таджикистан (который сможет присоединиться к Таможенному союзу только после присоединения Киргизии ввиду отсутствия общих границ с его первыми тремя членами. Очень внимательно присматриваются к тому что происходит на территории Единого экономического пространства и на Украине.
2.Каким может быть потенциал Евразийского Союза ?
Итак, что такое Евразийский Союз? Фактически это проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством предполагаемого к созданию на базе союза нескольких государств и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ – ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. Декларацию о создании Евразийского Союза подписали Россия, Белоруссия, Казахстан, кандидаты на членство: Киргизия, Таджикистан. Официальными языками являются русский, белорусский и казахский языки.
Территория —1-ая в мире-20 007 860 кв.км. Население —7-е в мире- 169 170 106 человек (2012 г.). Валовый внутренний продукт – 6-й в мире- 2 720 трлн. Долларов. Заявлено о начале формирования общих структур управления Евразийским Союзом и необходимости введения единой валюты.
Единое экономическое пространство сегодня это колоссальный рынок с громадным числом потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Принципиально важно, что ЕЭП базируется на согласованных действиях в ключевых институциональных областях- в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. На единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых «трудовых квот» будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР — с его институтом прописки — подобной свободы не было.
Широкие возможности открываются и для бизнеса. Это новые динамичные рынки, где будут действовать единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку сейчас участники ЕЭП переходят на современные техрегламенты, и согласованная политика позволит избежать технологических разрывов, тривиальной несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний этих стран в любом государстве — члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.
Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке, бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют.
Российские, казахстанские, белорусские бизнесмены получили право выбирать — в какой из трех стран им регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те «узкие места» и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой.
В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. И в этом очевидное преимущество ЕЭП, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов.
Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана.
Но участники ЕЭП решили не останавливаться на этом и ставят перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу.
3. Каковы перспективы и контуры Евразийского Союза?
Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР, как об этом говорят различные недоброжелатели Евразийского проекта. Речь идёт о тесной интеграции на новой ценностной, политической, экономической основе, которая является велением времени.
Предлагается модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП планируется перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.
Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами — такими как ЕС, США, Китай, АТЭС — обеспечивать устойчивость глобального развития.
Во-вторых, Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур — Таможенного союза, Единого экономического пространства.
В-третьих, Евразийский союз и Содружество Независимых Государств ни в коей мере не противопоставляются друг другу. У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве. Россия совместно с партнерами намерена активно работать над совершенствованием институтов Содружества, насыщением его практической повестки.
Речь, прежде всего, идет о запуске в СНГ конкретных, понятных, привлекательных инициатив и совместных программ. Например, в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития. Большие перспективы у гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, у взаимодействия в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. СНГ досталось большое наследство от Советского Союза — это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития — в общих интересах всех государств, членов СНГ.
Предполагается, что экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. По инициативе России — в рамках ее председательства в СНГ в 2010 году — был подготовлен проект нового Договора о зоне свободной торговли, базирующийся, кстати, на принципах Всемирной торговой организации и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров.
В-четвертых, Евразийский союз — это открытый проект. Руководители России, Белоруссии и Казахстана неоднократно заявляли о том, что приветствуют присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом никто не собирается кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами.
Кстати, Украина, Молдова и некоторые другие члены СНГ объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору.
На сегодняшний день это глубокое заблуждение так как члены Таможенного союза и Единого экономического пространства не собираются ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов.
Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи россияне предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе — они детально обсуждаются.
Теперь участником диалога с ЕС стал Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу.
Кроме того, экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект.
Два крупнейших объединения евразийского континента — Евросоюз и формирующийся Евразийский союз — основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство — от Атлантики до Тихого океана. На пространство, которое будет гармоничным по своей экономической природе, но полицентричным с точки зрения конкретных механизмов и управленческих решений.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. В повестке форума АТЭС, который пройдет в 2012 году во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП.
Таким образом, Евразийский интеграционный проект открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит Евразийскому Союзу не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.
Создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе страны СНГ способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания.
Борис Шаповалов, директор Фонда "Содружество". VSE.MD

Комментариев нет:

Отправить комментарий